Под личную ответственность
Мечтаете о прозрачной, понятной и отточенной системе работы с подрядными организациями? Устали от необходимости лично общаться с целым штатом специалистов? Коммерческий директор проектно-монтажной компании ЗАО «ТермоТехнологии» Александр Владимирович Мальков предлагает свой взгляд на управление проектами в сфере систем вентиляции и кондиционирования
Казанская Анастасия для издательства Деловой Петербург, №207 от 07.11.2006
Сколько сегодня работает компаний на рынке систем вентиляции и кондиционирования?
По нашим подсчетам около 250 компаний - от небольших, численностью 5-7 человек, до крупных - более 100 человек. Это и производители, и поставщики, и проектировщики. Есть и те, которые осуществляют комплексный подход – проектно-монтажные организации. Последних - в Петербурге всего около 20 участников.
По каким критериям компанию можно отнести к проектно-монтажным?
Обязательный комплекс услуг: от закупки оборудования, проектирования и монтажа до пуско-наладочных работ, гарантийного и сервисного обслуживания. По сути, проектно-монтажные фирмы являются ничем иным, как управляющими компаниями в определенной сфере услуг. В таких компаниях существуют как собственные ресурсы (коммерческий, технический, монтажный, сервисный и другие отделы), так и система привлечения внешнего ресурса. Если собственного ресурса не достаточно, часть работ передается сторонним организациям на субподряд под соответствующим контролем. Таким образом, наша основная работа – управление бизнес-потоками и бизнес-задачами. А значит активом такой компании являются люди и система управления.
Какова сегодня численность коллектива компании?
Сегодня в штате не многим более 50 человек. Внештатных сотрудников – гораздо больше: от логистической, производственной и информационной поддержки до индивидуального обучения и юридических услуг.
Чем проектная схема лучше традиционной?
Во-первых, ответственность не распыляется между исполнителями компании и многие вопросы можно решить по звонку одному конкретному человеку – менеджеру проекта, в нашем случае - штатному сотруднику ТермоТехнологий. Во-вторых, сопровождая постоянного заказчика менеджеру проще разобраться в существующих у заказчика потребностях и проблемах. И, в-третьих, при такой схеме проще установить личный контакт с заказчиком. В принципе, заказчик может и не знать, что за спиной данного конкретного менеджера стоит целая армия специалистов: инженеры, прорабы, монтажная бригада и многие другие. Но при этом заказчика никто не «футболит» по отделам, как это происходит при традиционной линейной схеме.
Кроме того, заказчик понимает, что менеджер проекта обладает целым рядом полномочий, и с него можно требовать выполнение данных им обязательств, даже устных. Если наш менеджер что-то пообещал, то выполнение этого обещания подтвердит и генеральный директор.
Каковы полномочия менеджера?
Достаточно большие. В кадровой сфере, к примеру, он нанимает исполнителей, как из ресурсов компании, так и сторонних подрядчиков. Может ротировать людей в рамках проекта. В случае дисциплинарных нарушений и недочетов в работе он может заменить любого из исполнителей. Влияет в конечном итоге на оплату труда подчиненных.
При такой системе, наверняка, не обходится без конфликтов. Как их избежать?
Менеджер понимает, что если он начнет излишне козырять своими полномочиями, то остальные члены коллектива начнут его избегать, отдавая предпочтения проектам других менее эксцентричных менеджеров. Конфликты бывают, но они скорее связаны не с теми или иными полномочиями и важностью работы каждого конкретного члена команды, а с межличностными отношениями. И если менеджер ведет себя спокойно, корректно и с позиции уважения, то все будет в порядке. Отношение к менеджеру строится по той же схеме: подчиненные так же заинтересованы в поддержании здорового климата внутри группы, в том числе и материально. Таким образом, мы получаем устойчивую, саморегулируемую и, главное, понятную для заказчика систему, где на первом месте находится ответственность и выполнение взятых на себя обязательств.